Сколько рун в составе Калевалы

Маникюрные лаки " Конспект диссертации по карело-финскому эпосу Калевала. Доклад: Калевала - финский национальный эпос. В целом, все герои "Калевалы" наделены не только физической силой, но и способностью колдовать, ворожить, изготавливать магические артефакты.

В "Калевале"...

Богатыри обладают даром оборотничества Конспект диссертации по карело-финскому эпосу "Калевала". Богатыри обладают даром оборотней В отдаленных деревнях: Вокнаволока, Реболах, Химолах и некоторых других он записывал песнопения местных жителей. Эти руны после обработки были собраны в единый свод, известный сегодня во всем мире как "Калевала". Полное собрание сочинения включает более 20 тысяч стихов, а само произведение переведено почти на все языки мира.

В "Калевале" собраны песни из "Калевалы".

Содержание "Калевалы" отличается своим разнообразием, здесь нет единой сюжетной линии. Исследователи полагают, что Лённрот мог импровизировать, чтобы создать некое художественное единство при сведении рун в единый текст.

Кроме того, все стихи были собраны в разных местах и, по сути, являются компиляцией устного народного творчества. Как и в былинах других народов, одной из центральных тем "Калевалы" является сотворение мира и первого человека.

Первым земным жителем карелов считается старец Вяйнямёйнен. Он строит мир под луной, сеет ячмень и сражается с врагами. При этом он действует не мечом, а словом, представляет собой образ шамана.

В этом случае он действует не мечом, а словом.

В рассказах о путешествии Вяйнямёнена пересказываются значимые события в истории карельского народа: изготовление лодки, которая была необходима для жизни в стране озер, начало обработки железа и, наконец, изобретение мельницы "Сампо". Таким образом, первые 11 рун отражают появление тех вещей, без которых карелы не смогли бы выжить в суровых северных краях. Следующие 4 руны посвящены отважным подвигам молодого охотника Лемминкяйнена. Он отправляется в таинственную страну Похьола.

Здесь он совершает подвиги, чтобы завоевать расположение дочери хозяйки Севера. После нескольких удачных побегов Лемминкяйнен тонет, но мать воскрешает его. Отправившись в Похьолу в следующий раз, он убивает хозяина Севера.

Некоторые исследователи "Калевалы" считают, что здесь эпос пересекается с историями об Осирисе и Исиде из древнеегипетской мифологии. Кроме этих тем несчастной любви, в произведении раскрываются эпизоды с приключениями богатыря Куллерво, о противостоянии с соседями с севера и о приобретении богатства.

И наконец, одна из последних песен рассказывает о появлении карельского национального музыкального инструмента кантеле. Таким образом, "Калевала" пронизана историзмом. В ней рассказывается о важнейших вехах в истории карелов, об их противостоянии с племенами саамов за плодородные земли и контроль над водными путями. Последняя руна заканчивается рождением Спасителя от девы по имени Марьятта. Вяйнямёнен предлагает убить чудесного ребенка, но, будучи непонятым, уплывает в неизвестном направлении.

В конце последней руны мы видим рождение Спасителя.

Здесь мы видим явный намек на уход языческой традиции и становление христианской веры в Карелии. Письменная традиция не сохранила никаких материалов об истории древней Карелии. Поэтому "Калевала", как произведение фольклора, дает ценные свидетельства для исследователей. Несмотря на то, что все приключения героев сказочны и окутаны волшебством, эпос дает представление о сложных процессах борьбы за землю на территории крайнего севера.

Эпос "Калевала" - единственный эпос, который, наряду с былинами, имеет народные корни и объединяет Россию и Финляндию. Эпос "Калевала". Создание Еще в XVIII веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди извозчиков, приезжавших из Восточной Карелии и торговавших по всей Финляндии. Их начали записывать и издавать. <Одним из таких собирателей и издателей был отец известного финского писателя Закари Топелиуса, который работал участковым врачом в городе Каяни. Появились и другие собиратели и издатели народных песен, сказок и легенд. В начале 19 века по всей Европе начал расти интерес к доселе неизвестной родной поэзии, к фольклору "народной мудрости", что было заслугой так называемого движения романтизма, искавшего общественные идеалы в народной жизни прошлых эпох.

По мере накопления нового материала интерес к нему все более возрастал, и среди ученых-филологов возникла идея о возможности создания на его основе эпического произведения, подобного гомеровским "Илиаде" и "Одиссее". Впервые эту идею предложил К. Готтлунд, позже ее подхватил и реализовал Элиас Лённрот - К. Готтлунд. Карело-финский эпос "Калевала". С миру по нитке Еще будучи студентом университета Турку, он совершил свою первую поездку по деревням и хуторам восточной Финляндии, где записал множество заговоров, заклинаний и эпических песен, в основном среди карельского населения.

Дальнейшие экспедиции по Финляндии, русской Карелии и другим местам принесли богатый результат - он записал прекрасные песни о подвигах таких героев, как Вяйнемяйнен, Лемминкяйнен, Ильмаринен, Йоукахайнен. Когда было собрано много материала, песни собирали другие, к этой работе были привлечены и студенты, и Элиас Леннрот приступил к составлению обобщающего труда.

Работа шла поэтапно, и в году он написал и подготовил к печати поэму из 16 песен-глав, которая так и не была опубликована, потому что во время пятой экспедиции в Карелию, в частности в деревню Ухта (ныне Калевала), Э. Лённроту удалось записать почти столько же нового материала, сколько было у него до этого. Во время этой поездки в апреле этого года Э. Лённроту удалось записать почти столько же нового материала, сколько было записано ранее.

Хотя в этом материале почти не было известных ранее сюжетов и тем, песни, исполняемые этим, как его называли, королем карельских рунопевцев, были удивительно стройны и последовательны по сюжету и композиции. Ряд сюжетов, например, руна о Сампо, отличались оригинальностью трактовки отдельных эпизодов.

В начале этой успешной экспедиции Э. Леннрот приостановил публикацию законченной поэмы, получившей впоследствии название "Перво-Калевала", и в начале года сдал в производство эпическую поэму "Калевала", содержавшую 32 песни-главы и в общей сложности несколько строк стиха.

Успех этой книги стимулировал новую волну интереса к народной поэзии и вообще к жизни карельского народа в лесной глуши, где, как считали финские ученые, писатели и интеллектуалы, все еще сохранялись элементы повседневной жизни и социальных отношений, которые казались романтикам идеальными. Так началась волна так называемого карелианства, а карельские деревни и хутора стали местами паломничества писателей, художников, композиторов и, конечно, ученых-этнографов и фольклористов.

В результате накапливались новые руны и другие произведения фольклора. Все это пробудило в Э. Леннроте желание продолжить работу над уже опубликованной поэмой. На это его вдохновили записи рун и беседы с такими выдающимися исполнителями древних эпических песен, как Онтрей Малинен, Ваассила Килелевенинен, Юрки Кеттунен, Соава Трохкимайнен и, конечно, Архиппа Перттунен.

Именно их творческое исполнение рун и их советы убедили Э. Леннрота в том, что давно мучивший его вопрос, в каком порядке расположить события отдельных рун в поэме, должен быть решен им самим. И тогда поэт воскликнул в стиле записанных им песен: "Я сам стану рунопевцем, добрым заклинателем! Именно этой книге суждено было войти в золотой фонд литературы, наряду с десятками других всемирно известных и почитаемых произведений человеческого духа. <...> Карельские рунопевцы, которых были сотни, позволили выявить и извлечь из груди материал, из которого Элиас Леннрот, с детства знакомый с портновским ремеслом, раскроил и искусно сшил великолепное произведение, юбилей которого мы отмечали в этом году. Калевала, карело-финский эпос, - это поэма, составленная ученым Элиасом Лённротом и впервые опубликованная им в сокращенном виде в году. Название "Калевала", данное поэме Леннротом, является эпическим названием страны, в которой живут и действуют карело-финские народные герои.

Название поэмы - "Калевала" - является эпическим названием страны, в которой живут и действуют карело-финские народные герои.

Суффикс "ла" означает "место жительства", поэтому Калевала - это место жительства Калева, мифологического имени. Материалом для этой обширной поэмы из 50 песен послужили собственные народные песни Леннрота, частью эпические, частью лирические, частью магические, которые он записывал от финских крестьян сам и предшествовавшие ему собиратели.

Лучше всего помнят древние руны в русской Карелии, в Архангельской волости Вуоккиниеми и Олонецкой губернии. В новейшее время последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за руки, и они начинают петь, раскачиваясь взад и вперед.

На последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он поет всю строфу один, в то время как запевала в свободное время думает о следующей строфе. Хорошие певцы знают много рун, иногда держа в уме несколько тысяч стихов, но они поют либо отдельные руны, либо наборы из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, без всякого представления о существовании целого эпоса, который некоторые ученые находят в рунах.

На самом деле, в "Калевале" нет главного сюжета, связывающего все руны воедино, как, например, в эпосе "Калевала". Ее содержание чрезвычайно разнообразно. Он открывается легендой о сотворении Земли, Неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вейнмайнена, который организует землю и сеет ячмень.

В дальнейшем повествуется о различных приключениях героя, который встречает, между прочим, прекрасную северную деву: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из черепков ее веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может остановить кровотечение и идет к старому колдуну, которому рассказывает сказку о происхождении железа.

Следующие руны XI-XV содержат эпизод о приключениях героя Лемминкяйнена, опасного соблазнителя женщин и воинственного мага одновременно. Затем рассказ возвращается к Вяйнмяйнену; описывается его спуск в подземный мир, пребывание в утробе великана Випунена, получение от него трех слов для создания чудесной лодки, плавание героя в Похьолу, чтобы добиться руки северной девы; однако та предпочла кузнеца Ильмаринена, за которого и вышла замуж, с подробным рассказом о свадьбе и свадебными песнями, излагающими обязанности жены по отношению к мужу.

Повествование также включает описание свадьбы и свадебных песен, которые впервые исполняются подобным образом.

Рассказ о печальной судьбе рыцаря Куллерво, который по незнанию соблазнил собственную сестру, в результате чего и брат, и сестра кончают жизнь самоубийством. Руны XXXI-XXXVI, с их глубиной чувств, иногда доходящей до настоящего пафоса, принадлежат к лучшим частям всей поэмы. Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении девой Марьяттой чудесного ребенка - Спасителя. Вайнемейнен дает совет убить его, так как ему суждено превзойти финского героя в могуществе, но двухнедельный младенец осыпает Вайнемейнена упреками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз чудесную песню, навсегда уезжает в челноке из Финляндии, уступая место Марьятте, признанной правительнице Карелии.

Сложно выделить общую нить, связывающую разнообразные эпизоды "Калевы" в единое художественное целое. Сам Леннрот, отрицая единство и органическую связь в рунах Калевалы, признавал, что песни эпоса направлены на доказательство и разъяснение того, как герои страны Калевалы побеждают население Похьолы и покоряют последнюю. Немецкий ученый фон Петтау делит "Калевалу" на 12 циклов, совершенно независимых друг от друга.

Итальянский ученый Компаретти в обширной работе о Калевале приходит к выводу, что нет никакой возможности предположить единство рун, что комбинация рун, сделанная Леннротом, часто произвольна и все же дает рунам лишь призрачное единство; наконец, что из тех же материалов возможны другие комбинации по какому-то иному плану. Руны в устной передаче, несмотря на то, что они были соединены певцами несколькими способами, напр. Сам Леннрот признавал, что когда он связывал руны в эпос, некоторый произвол был неизбежен Характерной чертой финского эпоса является полное отсутствие какой-либо исторической основы: приключения богатырей носят чисто сказочный характер; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами в рунах не сохранилось.

В Калевале нет ни государства, ни народа, ни общества: она знает только семью, и ее богатыри совершают подвиги не во имя своего народа, а для достижения личных целей, подобно героям чудесных сказок. Типы богатырей связаны с древними языческими представлениями финнов: они совершают подвиги не столько с помощью физической силы, сколько с помощью заговоров, подобно шаманам.

Родство богатырей с божествами языческого периода до сих пор ощущается очень ярко. Примечательно и то, какое большое значение финны придают словам песен и музыки. Человек-пророк, знающий руны-чанты, может творить чудеса, а звуки, извлекаемые чудесным музыкантом Вейнемейненом из его кантеле, покоряют всю природу. Помимо этнографической ценности, "Калевала" представляет большой художественный интерес. К ее достоинствам относятся: простота и живость образов, глубокое и живое чувство природы, высокие лирические порывы, особенно в изображении человеческого горя, например.

Если рассматривать "Калевалу" как целостный эпос, то в ней найдется немало недостатков, которые, однако, более или менее характерны для всех устных произведений народного эпоса: непоследовательность, повторение одних и тех же фактов, слишком большие размеры некоторых деталей по отношению к целому. Часто детали какого-то действия, к которому нужно подготовиться, описываются очень подробно, в то время как о самом действии рассказывается в нескольких незначительных стихах.

Навигация

Comments