Как читать ноты для фортепиано

Мы разобрались с основами звукообразования. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а точнее, о нотной грамоте. Сегодня мы разберемся, как выглядит нотная грамота, как читать ноты и т.д. Ноты, длительности и их обозначения Собственно, первое, что нам нужно уяснить в вопросе нотной грамоты, это то, что нотная грамота - это устоявшаяся система записи звуков с помощью специальных знаков - нот.

То есть, других вариантов нет и быть не может. Сам знак ноты обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым. К кругам пририсовываются линии, вертикальные палочки, хвосты и ребра. Все это сделано для того, чтобы ноты были компактными.

На нотах также нарисованы горизонтальные линии, которые соединяют более короткие ноты в группы. Чтобы понять, как обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотную подставку - пять параллельных полосок, на которых написаны ноты.

Строки отсчитываются снизу, и в начале строфы каждой строки ставится вертикальная черта. Точно такая же линия есть и в конце строфы, что вполне логично. Сами ноты пишутся как на строках, так и между ними. Помимо основных линий, дополнительные короткие линии также используются для отдельных слишком низких или слишком высоких нот. Дополнительные линии могут располагаться как ниже, так и выше строфы.

В дополнение к основным линиям, есть также дополнительные линии для отдельных нот, которые слишком низкие или слишком высокие.

Вертикальные линии назначаются для нот, расположенных справа, вверх или вниз. В зависимости от длительности звука к полосам добавляются хвосты. Длительность нот, как уже упоминалось в предыдущем параграфе, обозначается хвостами штрихов. Чем короче нота по длительности, тем больше хвостов у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит в два раза короче предыдущей. <Кроме того, каждая предшествующая длительность состоит из двух последующих длительностей. Чтобы упростить понимание, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота - это единица. Последующие ноты будут составлять половинки и другие части целой ноты. Клавиши Все мы слышали о скрипичном ключе. Кроме скрипичного ключа существуют и другие виды ключей: басовый, альтовый и так далее.

По сути, ключ - это способ дать человеку, читающему ноты, представление о том, какая высота тона используется в записанных нотах. Каждая клавиша может быть сопоставлена с октавой на фортепиано. Другими словами, клавиши нужны для того, чтобы избежать огромного количества дополнительных линий при записи музыки по нотам.

Клавиши нужны для того, чтобы избежать огромного количества дополнительных линий при записи музыки.

Клавиша ставится в начале нотной тетради и обозначает высоту конкретного звука. Скрипичный ключ также называют ключом G, потому что его центральный "завиток" указывает на расположение ноты G первой октавы на нотоносце, то есть нота G находится на второй строке.

Басовый ключ или ключ F, с его точкой, указывает на высоту звука Фа низкой октавы. Альтовый ключ обозначает ноту C первой октавы, которая находится на третьей струне. Также используется клавиша тенор, которая также относится к ноте До, но для этой клавиши она находится на четвертом ладу. Альтовый и теноровый ключи используются для небольшого числа инструментов - альта, тромбона и виолончели, фагота и тромбона, соответственно. Гитаристы используют скрипичный ключ, басисты - басовый ключ, а клавишники - скрипичный и басовый ключ.

Отметки альтерации Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, вот краткое напоминание: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация - понижение или повышение основного тона - обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бечар, который отменяет действие предыдущих знаков.

Альтерация

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере необходимости, а также располагаются справа от клавиши. Знаки альтерации возле нот работают для одной ноты, но знаки возле ключа работают на протяжении всего произведения. То есть, если вы видите диез на одной из нот при игре на ключе, все ноты в произведении на этой линии будут диезными.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность В дополнение к основным обозначениям длительности нот - штилям, хвостам и т. д. К ним относятся точка, две точки, лига и фермата. Точка увеличивает фактическую длительность ноты на половину ее длительности и ставится справа от головки ноты.

Две точки увеличивают длительность ноты на половину ее длительности и ставятся справа от головки ноты.

Две точки увеличивают длительность на половину и еще на четверть. Эти две точки ставятся так же, как и одна - в головке ноты. Линия - это изогнутая линия, которая соединяет две ноты, расположенные рядом друг с другом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а длительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме длительностей нот с точками.

Фермата может использоваться как в конкретной мере, так и для переноса звучания ноты между мерами. Фермата - это знак полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколь угодно долго. Паузы Паузы в звучании нот называются паузами. В эти моменты звучит только тишина. Паузы имеют ту же длительность, что и ноты - каждая пауза имеет свое обозначение длительности, а ОС - то же, что и длительность нот.

Навигация

Comments

  1. Интересный пост, спасибо. Также вторичен лично для меня вопрос “будет ли продолжение? :)