Имеющий уши да слышит

Евангелие от Матфея, толкование текста. Глава 13 1 В тот день Иисус, выйдя из дома, сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И Он учил их многим притчам, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. <Когда взошло солнце, он завял, и как не имел корня, то засох; 7. Кто имеет уши слышать, да слышит! Если бы эти очень важные мысли не были выражены в ярких образах, они стали бы банальными увещеваниями и вскоре были бы забыты. Спаситель в Своих притчах никогда не фантазировал. Во всех притчах мы можем найти совершенно правдивое и не выдуманное описание времени, жизни, нравов и обычаев того времени. Все притчи Иисуса Христа полностью анонимны, то есть, если речь идет, например, о царе, то он никогда не называется по имени.

В любом случае, притчи показывают, что Христос прекрасно знал жизнь и видел в ней то, чего не видят другие. Евангелист Матфей говорит, что Господь "многому научил народ притчами", но не все учения были произнесены в притчах. Иероним Стридонский замечает: "Если бы Христос все говорил притчами, то народ разошелся бы без пользы для себя".

Христос смешивает ясное с непонятным, чтобы на основании того, что люди поняли, обратить их внимание на то, чего они не поняли". Притчи в 1 главе Евангелия от Матфея были сказаны такой большой толпе, что Господь Иисус Христос, желая отделить Себя от теснившей Его толпы, сел в лодку и говорил из лодки с народом на берегу Геннисаретского озера.

Иоанн Златоуст объясняет это следующим образом: "Он же сел на берегу моря не без намерения, но желая поставить Себя в такое положение, чтобы никто не был позади Его, но все были пред очами Его".

Христос говорит притчами, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти и яснее представить предмет. Притчи Господа - это аллегорические учения, образы и примеры которых взяты из обычной жизни людей и окружающей их природы. <В Своей притче о сеятеле, под которым Он подразумевал Себя, под семенем - Слово Божие, которое Он проповедовал, а под почвой, на которую упало семя, - сердца и души Его слушателей, Спаситель живо вызвал в памяти Своих слушателей родные поля, через которые проходила дорога. Эти поля в некоторых местах заросли терновым кустарником, а в некоторых - каменистые, покрытые лишь тонким слоем земли. Сеяние - прекрасный образ проповеди Слова Божьего, которое, в зависимости от состояния души, остается неплодородным или приносит больше или меньше плодов.

Иоанн Златоуст отмечает: "Христос не сказал, что Он Сам бросил семя, но что оно упало. Из этих слов видно, что Спаситель предлагал Свое учение всем без различия. Как сеятель не различает перед собой поля, но просто и без различия бросает семя, так и Он не различал богатых и бедных, мудрых и невежд, беспечных и тревожных, мужественных и робких; но Он проповедовал всем, совершая Свое дело, хотя заранее знал, каковы будут его плоды".

Почему большинство семян погибло? Не по вине сеятеля, а из-за почвы, которая его приняла, то есть из-за беспечной души. Но разумно ли сеять в тернии, на каменистом месте, у дороги? Конечно, что касается семени и земли, то это было бы неразумно; но что касается душ людей и учения, то это очень похвально.

Если бы так поступил земледелец, он справедливо заслужил бы порицание, потому что камень нельзя превратить в землю, дорога должна быть дорогой, а колючка - колючкой; но с разумными существами дело обстоит иначе. И камень может быть изменен и стать плодородной землей; и дорога может быть не открытой для любого прохожего и не попираемой ногами, но стать плодородным полем; и тернии могут быть уничтожены, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, Христос не стал бы сеять.

Если такая перемена произошла не во всех, то причина не в сеятеле, а в тех, кто не хочет меняться. Спаситель исполнил Свое дело; если же они пренебрегли Его учением, то Тот, Кто проявил столь великую человечность, не виновен в этом". Златоуст также отмечает, что Господь в притче показывает много разных способов уничтожения.

Это различие зависит не от природы людей, а от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие, в том, что Господь не требует одинаковой степени добродетели, но принимает первую, не отвергает вторую и дает место третьей". Феофилакт Болгарский замечает, толкуя притчу о сеятеле: "Он называет семя Своим; ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие. <Он, как Бог, посеял Свое собственное семя, поскольку не был умудрен благодатью Божьей, но Сам был Премудростью Божьей. Три части семени погибли, уцелела только четвертая, потому что мало тех, кто действительно спасен.

О доброй земле сказано.

На доброй земле говорит Он затем, чтобы дать нам всякую надежду на покаяние". И когда пришли ученики, то сказали Ему: "Почему Ты говоришь с ними притчами?

Он отвечал им: Потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано, Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума было дано знание божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа, а все остальные люди были неспособны принять и понять эти истины, причиной чего было их нравственное огрубление и ложные представления о Мессии и Его Царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, как об этом пророчествовал Исаия за много лет до этого.

Если показать таким нравственно испорченным, духовно грубым людям истину как она есть, не объясняя ее всесторонне и многократно, то они, видя, не увидят ее, а слыша, не услышат. Только в образах притчи, в сочетании с представлениями о привычных вещах, истина становится доступной для восприятия и понимания: ненасильственно, сама собой, грубая мысль восходит от видимого к невидимому, от внешнего к высшему духовному смыслу.

Смысл его в том, что богатый от трудолюбия становится все богаче и богаче, а бедный от лени теряет последнее. Но люди потеряли бы те скудные знания, которые они еще имели об этих тайнах, если бы откровение не дало им аллегорический язык, который был бы им более понятен.

Таким людям, которые, видя, не видят, а, слыша, не слышат, невозможно ничего сказать, потому что речь для них бесполезна из-за их непонимания. Но Он говорит и с ними - в притчах. Кратко можно сказать так: если они не хотят понимать, то и притчи не поймут. Но если они хотят что-то понять, они, по крайней мере, поймут притчу. Если они захотят понять больше, то увидят, что под покровом притчи открываются тайны Царства Небесного. Иоанн Златоуст объясняет это следующим образом: "Кто желает и старается сам приобрести дары благодати Божией, тому и Бог даст все; а кто не имеет такого желания и старания, тому и то, что он имеет, бесполезно, и Бог не сообщит ему Своих даров".

А блаженный Феофилакт Болгарский добавляет: "Если у кого есть хоть малая искра добра, тот погашает ее своей леностью, не стараясь раздуть и разжечь ее духом и духовными делами". Спаситель, обличая народ, цитирует пророчество Исайи из 6-й главы его книги, которое дословно переводится следующим образом: "Пойдите и скажите народу сему: "Вы слышите и слышите, и не понимаете; и смотрите и смотрите, и не знаете. Сделай сердце народа сего грубым, и сделай уши его жестокосердными, и закрой глаза его, чтобы он не видел глазами своими и не слышал ушами своими, и сердце его не понимало, и не было исцеления ему."

Бог дает этому народу.

Бог дает Исаии поручение здесь, во время его призвания, проповедовать народу, который плохо видит и плохо слышит. Речь пророка должна была сделать сердце этого народа еще более грубым, глаза еще более слепыми, а уши еще более глухими, чтобы этот народ не обратился и не исцелился, и это потому, что в своей греховности он не желал ничего видеть и слышать.

Речь пророка должна была сделать сердце этого народа еще более грубым, глаза еще более слепыми, а уши еще более глухими, чтобы этот народ не обратился и не исцелился, и это потому, что по своей греховности он не желает ничего видеть и слышать.

Этот народ подобен безнадежному преступнику, которого не трогает никакая речь, он не поддается никакому убеждению. Поэтому невнимание к речи пророка само по себе служит наказанием для людей.

Речь пророка - это наказание само по себе.

Эта речь не будет спасительной для людей, а послужит средством их осуждения и обличения. Народ не может ссылаться в свое оправдание на то, что ему ничего не было сказано. Таков смысл истинной речи Исаии, примененной теперь Спасителем к еврейскому народу. Из-за невнимания к Его словам и нежелания действовать в соответствии с ними Христос теперь произносит суд над народом, чьи сердца стали черствыми и грубыми. Эти люди, добавляет святой Златоуст, "не только не верили в Него, но и поносили, обвиняли и злословили Его".

Сначала Он говорил с ними не притчами, а просто и ясно. Но так как они не хотели слушать Его, Он, наконец, начал говорить с ними притчами. Так что они сами были причиной непонимания, заткнув уши, закрыв глаза и ожесточив сердце. И они сделали это, говорит Господь, чтобы не обратиться, и Я исцелил их, показывая, как они ожесточились во зле и сознательно отвернулись от Него. Он говорит это, чтобы привлечь их и показать им, что если они обратятся, то Он исцелит их; они могут и обратиться, и спастись, если покаются, и что Он делает все не ради Своей славы, но ради их спасения.

Если бы Он не желал, чтобы они слушали Его и спаслись, то Ему следовало бы молчать, а не учить их притчами". Феофилакт Болгарский добавляет: "Бог дает всем естественную способность понимать должное.

Он просвещает всякого человека, приходящего в мир Ин. Но блаженны очи ваши, ибо они видят, и уши ваши, ибо они слышат, Здесь имеются в виду в основном пророки, которые возвещали о грядущем Избавителе и, конечно, желали видеть Его сами. Иоанн Златоуст обличает неверующих иудеев, превознося учеников Христа: "Иудеи тоже, как и ученики, могли бы прийти и спросить Его. Но они не захотели этого сделать из-за своей небрежности и беспечности. Они даже поступали вопреки Ему: не только не верили, не только не слушали, но враждовали против Него и отвращались от Его учения.

Но не таковы были ученики: хотя они были воспитаны в том же законе, что и все иудеи, однако Господь удостоил их имени блаженных, потому что корень добра, то есть разум и воля, был в них хорошо укреплен. Христос поставил Своих учеников выше не только развращенных иудеев, но и ветхозаветных праведников, которые, по Его словам, были даже блаженнее последних. Почему? Потому что ученики видят не только то, чего не видели иудеи, но и то, что желали видеть праведники.

Потому что ученики видят не только то, чего не видели иудеи, но и то, что желали видеть праведники. <Последние созерцали только верой, а ученики созерцали лицом к лицу, и гораздо более ясно. Вслушайся в смысл притчи о сеятеле: "А посеянное на каменистой почве означает того, кто слышит слово и тотчас принимает его с радостью. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но заботы века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно становится неплодоносным. <Семя, посеянное на доброй земле, означает того, кто слушает слово и понимает, и кто плодовит, так что одни приносят плод во сто крат, другие - в шестьдесят, третьи - в тридцать. Семя везде и для всех одно и то же; но семя не растет без земли, и земля не рождает без семени; рост или гибель семени - результат удобства или неудобства земли, под которой подразумевается душа человека. Иоанн Златоуст говорит, что по Своему милосердию Господь не один показал путь к спасению и не сказал, что погибнет всякий, кто не принесет стократного плода, "спасется, говорит он, даже тот, кто принесет шестидесятикратный плод, и даже тот, кто принесет тридцатикратный плод".

Для того Он и сказал это, чтобы облегчить нам путь к спасению. Итак, не можете перенести трудное состояние девственности? Женись и живи целомудренной жизнью.

Не можешь полностью расстаться с богатством? Отдайте часть своего имущества нуждающимся. Это бремя тоже тяжело для вас? Поделитесь своим имуществом с Христом.

Навигация

Comments