Храм Христа Спасителя зимой

Достопримечательности Москвы , Культовые здания , Москва туристическая 22 сентября на Алексеевском холме в Москве был торжественно заложен Храм Христа Спасителя. Закладка первого камня, которую совершил святитель Филарет, митрополит Московский, была приурочена к празднованию летней годовщины окончания Отечественной войны и взятия Парижа в марте этого года.

Храм был воздвигнут в благодарность Богу за национальное спасение России и победу над Наполеоном в Отечественной войне. Строящийся храм, как главный храм России, являлся символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Возведение храмов-памятников в честь великих побед было чисто русской традицией. Предшественники Храма Христа Спасителя в Москве сохранились до наших дней: Церковь Всех Святых на Кулишках, возведенная в честь победы на Куликовом поле, Церковь Покрова Богородицы на Рву - в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади - в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смутное время, Церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке - в честь Полтавской битвы... День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество, потому что к концу декабря этого года в России не осталось ни одного наполеоновского солдата.

Как известно, на Рождество Христово в России был открыт храм Иоанна Воина.

Так во имя этого великого праздника был освящен главный престол церкви благодарения. И по указу императора с года после Рождества Христова во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноземцев. Идея строительства храма была воспринята в России с энтузиазмом. Целая плеяда архитекторов, скульпторов и художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и национальная история были бы соединены в единое природное целое.

Но первый принятый проект архитектора Карла Витберга, так понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. По замыслу архитектора, мистический "чисто христианский храм" должен быть выведен из самой человеческой души, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и не был создан в традициях русского зодчества.

Отчасти из-за этого его строительство не состоялось. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол взошел консервативный царь, и с такой мистикой было покончено. Огромный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала своего воплощения в национальных формах архитектуры.

Поэтому конкурс выиграл архитектор Константин Тон: Николаю I была близка его идея традиционализма и величия, лежащая в основе идеи храма. И место для него выбрали символическое, по словам современника, "где по решению Бога быть России". В году здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он со своими воинами переправился в Замоскворечье и бился насмерть с гетманом Ходкевичем, пытаясь не допустить его войско на помощь осажденным в Кремле польским интервентам.

А знаменитый монах Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын совершил здесь молебен "на победу над врагами". Храм Христа Спасителя, построенный по проекту Константина Тона, стал не только воплощением национальной архитектуры, но и подлинным символом русской национальной идеи. При жизни архитектора называли отцом национального русско-византийского или, как тогда говорили, "византийского" стиля, в котором был построен московский храм.

При жизни архитектора называли отцом национального русско-византийского или, как тогда говорили, "византийского" стиля.

Пятиглавый гигант с огромными золотыми куполами, похожий на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необычайно органичным для духа старой Москвы. Интересно, что, несмотря на столь длительный срок строительства, проект ни разу не претерпел никаких изменений.

На этот храм обрушилось много критики. Тон осуждали за неудачность проекта, за "патриархальный" византийский стиль, за воплощение официальной теории народности. Говорили, что храм напоминает самовар с чайным сервизом московского купца, гриб или чернильницу - эпитеты, менявшиеся в зависимости от времени критиков. Он не имеет художественной ценности - таков был вывод - причина его разрушения.

Последнее внимание привлекают и недавние споры о "новом строительстве" и его целесообразности, со всеми теми же аргументами об отсутствии художественной ценности.

У Храма Христа Спасителя есть две характерные особенности, отличающие его от других православных церквей. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, раскрывающие Закон Божий, тесно переплетаются с ветхозаветными образами, пророчествующими о приходе в мир Мессии - Божественного Спасителя рода человеческого. Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны года, в которой богохранимая и богоизбранная Россия не только отстояла свою национальную независимость, но и одержала победу над злейшим врагом мира, за что Господь воздал благодарение в храме, посвященном Его Имени.

Эти две черты стали основным способом выражения национальной идеи "Москва - Третий Рим", которая легла в основу проекта храма. Очень важен тот факт, что в создании образа храма принимало участие высшее духовенство, а именно святитель Филарет, выбравший сюжеты для росписи наиболее важных частей храма и его фронтальных горельефов: эта идея родилась в лоне Церкви.

Суть ее хорошо известна. В году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая передавала православную церковь под власть папы римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы против турок-османов. Но в том же году Константинополь, Второй Рим, все же пал под ударами завоевателей. Россия не признала Флорентийскую унию и расценила крах Византийской империи как небесную кару за предательство православия.

Третий Рим, призванный сохранить Католическую и Апостольскую Церковь и явить миру свет Православия, - это Москва. Веками Москва собирала вокруг себя русские земли, создавая сильное и могущественное русское государство. Ее мощь становилась все сильнее и сильнее, и в глубинах национального сознания зародилась мысль о том, что такому великому государству уготована великая судьба.

В основе идеологии Третьего Рима лежит идея богохранимого и богоизбранного Города, призванного выполнить свою историческую миссию и тем самым исполнить Божественную волю. В русской интерпретации эта идея имела глубоко христианскую основу: всемирная миссия богоизбранной России заключалась в сохранении православной церкви. <Государство мыслилось как оплот православной церкви, как христианская держава, защищающая своей мощью и силой православие. Церковь была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России. Эта идея характеризуется следующими постулатами: - Исключительная значимость православной церкви в понимании исторической миссии и бытия России как национального государства и мировой цивилизации.

Крупнейший исследователь этой темы, М. Кудрявцев, выделил три категории символов Третьего Рима. Во-первых, символы, заимствованные у великих древних держав, наследницей которых считала себя Москва - Рима, Константинополя и Иерусалима.

Известно, что главным символическим и градостроительным центром Москвы Кудрявцев считал храм Покрова Богородицы на Рву и прилегающую к нему Красную площадь. Покровский собор имеет особое значение для понимания символики храма Христа Спасителя, поскольку, как считают ученые, именно он был символически воспроизведен в его шатровом иконостасе. Покровский собор стал архитектурным образом Небесного Иерусалима - Града Божия, в который человечеству суждено вернуться благодаря искупительному подвигу Христа Спасителя.

Восемь глав вокруг центрального девятого шатра образуют в плане восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день воскресения Христа, который по еврейскому календарю был восьмым, и грядущее Царство Небесное, царство "восьмого века", которое наступит после Второго пришествия Христа.

Сама звезда символизирует воскресение Христа.

А сама звезда символизирует христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека по направлению к небесному Иерусалиму. Она также напоминает Вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к младенцу Христу - Спасителю мира. Шатер в русском церковном строительстве символизирует тень, которую издревле возводили над священным местом в знак его божественности и святости. Самой сложной задачей для архитекторов было воплотить образ Храма Небесного Иерусалима, нерукотворного в городе земном, в Небесном Иерусалиме нет храма, но "есть только Престол Его".

Эта задача, по мнению Кудрявцева, была гениально решена в композиции Красной площади. Когда во время больших церковных праздников на Красной площади проходили службы, она заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, где ставился аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного храма под открытым небом. Именно эта композиция Красной площади была символически воспроизведена в пространстве Храма Христа Спасителя. Национальная идея "Москва - третий Рим" провозглашала целью исторического существования России сохранение православной церкви под защитой государства.

Главный храм Москвы символизировал эту идею на языке своей архитектуры, скульптуры и живописи, прославляя церковное спасение Москвы и России. Хранитель русской славы, Храм Христа Спасителя стал вторым равноправным городским центром наряду с Красной площадью и Кремлем.

Храм Христа Спасителя стал вторым равноправным городским центром.

Более ста метров в высоту и расположение на высоком Алексеевском холме сделали его главной вертикальной доминантой города. Хотя московский обычай запрещал строить в городе сооружения выше Ивана Великого, для храма благодарения, посвященного Господу, было сделано исключение.

Храм возвышался над Москвой, а его огромные купола, горящие на солнце, были видны далеко за окраинами города. Он был созвучен идее Кремля, свидетельствовал о ней, по-новому раскрывая ту же идею православной России Божией, охраняемой под сенью Христа Спасителя.

В нем Россия и благодарила Господа, и осмысляла себя во Христе. Образ храма имел следующие особенности, в которых запечатлелась идея Москвы как Третьего Рима: - Он был не просто освящен во имя Рождества Христова, как обычный московский храм.

Как уже говорилось, храм был посвящен лично Господу, и в нем находится множество изображений земной жизни Иисуса Христа. Отсюда и изображения в храме великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, положивших свои жизни в трудах на благо России и укреплявших в ней православие. Император Николай I особенно желал, чтобы идея росписей храма напоминала нам "о Милостях Господних, ниспосылаемых по молитвам праведников на протяжении всех девяти веков истории России".

Композиция храма развивает историческое время от земной жизни Господа с предшествующими ветхозаветными событиями до Отечественной войны года. Образы великих древних святых сопровождаются образами русских святых.

Образы вселенских и русских святых часто напоминают о сражениях Отечественной войны, происходивших в их праздники. Победа над Наполеоном, в которой Россия принесла мир и свободу и себе, и Европе, понималась как ее победа над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства.

Историческая миссия России понималась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его идеи мирового господства.

Храм был построен именно в Москве, принявшей на себя основной удар наполеоновского нашествия и всю честь победы. Архитектура храма способствовала воплощению этой идеи. Он был построен в русско-византийском стиле, то есть в древнерусских традициях церковной архитектуры, имевших глубокие корни в архитектуре Византии, от которой Россия приняла православие и унаследовала свою историческую роль.

У храма 12 дверей, и двери его сделаны из камня.

В храме 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу ворот Небесного Иерусалима и числу апостолов Христа. В плане пятиглавого крестообразного храма, увенчанного короной в знак царской власти Христа, находится равноконечный крест - символ подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя за Ним, положил свою жизнь за Веру и Отечество. <Концы, простирающиеся на четыре стороны света, образуют крылья храма: восточное - алтарь с картинами земной жизни Господа и основания Церкви; южное - алтарь святителя Николая, посвященный Вселенской Церкви до крещения Руси; северное - алтарь святого Александра Невского, посвященный Русскому государству; западное - алтарь, в котором прославляется Русская Православная Церковь. Таким образом, в храме представлена последовательная композиция: 1 от земной жизни Иисуса Христа до основания Церкви, 2 история Вселенской Церкви до Крещения Руси, 3 история христианской Руси от Крещения до Отечественной войны года.

События последнего символически обозначены как в образах святых, в праздники которых происходили важные сражения, так и в устройстве нижней обходной галереи, ставшей военным мемориалом. Тема Божественного домостроительства, от сотворения мира до победы Христа, представлена в росписи главного купола; так храм запечатлел в своем образе священную историю творения.

Образы Иисуса Христа и его земной жизни занимают главное центральное и подкупольное пространство храма и алтарь, где берет начало развитие сюжетной линии. Символика алтаря опирается на идею посвящения храма Господу: здесь начинается повествование о земной жизни Спасителя, от Рождества Христова до последних дней, смерти и погребения.

В конхе храма находится огромное изображение престольного праздника - Рождества Христова. Ниже - "Тайная вечеря", а по обе стороны от нее - изображения последующих событий: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Сошествие с креста" и "Погребение"

Всего их шесть.

Все шесть подлинных картин художника В. Верещагина чудом уцелели и теперь вновь заняли свое место в алтаре, став святая святых возрожденного храма. Отсюда, из алтаря, начинаются изображения вселенских святых, связанных с совершаемым в алтаре таинством. Здесь изображены святые отцы первых веков христианства и составители Божественной литургии, среди которых Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов.

Навигация

Comments

  1. Счастье - это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается. - П.

  2. Да, действительно. И я с этим столкнулся. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.

  3. Извиняюсь, ничем не могу помочь. Я думаю, Вы найдёте верное решение. Не отчаивайтесь.