Философ эпохи возрождения николай кузанский

Он составил первую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря, которая не была осуществлена до года, и внес значительный вклад в математику, особенно в свои исследования бесконечно малых и квадратуры круга. Николай из Кузы сначала учился в Девентере Голландия в школе Братства, обучение в которой наложило значительный отпечаток на формирование его жизненной позиции: неприятие рационализма схоластической теологии, затем в Гейдельбергском университете, Падуе, Кельне.

В это время одаренный студент Кузан достигает успехов в естественных науках, математике, медицине, астрономии, географии, увлекается классической литературой и философией, знакомится с Паоло Тосканелли, Джулианом Цезарини, Поджо Браччолини и, наконец, став доктором канонического права, решает посвятить себя церкви.

Николай из Кузана разворачивает обширную работу в области богословия. В основе его экклезиологической и политической деятельности лежит поиск путей восстановления единства католицизма, достижения мира веры, борьбы с распущенностью священников. На развитие философских взглядов Николая Куза оказали влияние как учения античных философов, таких как Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит, Анаксагор, так и средневековых, таких как рейнские мистики Мейстер Экхарт, поздние номиналисты Оккам, Аверроизм, Фома Аквинский.

Но больше всего он увлечен неоплатонизмом, исследуя работы Прокла, Боэция, Дионисия Ареопагита, а также современников-неоплатоников Плифона и Виссариона. Николай Кесарийский был убежден, что Вселенная - это бесконечность, не имеющая центра и границ, и что Земля - лишь одна из ее частей, тем самым обосновывая гелиоцентрический взгляд на мир. В этом он был прямым предшественником Николая Коперника. Этические взгляды Николая Кузы являются примером плодотворного синтеза таких противоположностей: логического и мистического, интеллектуального и интуитивного, созерцания и познания.

Николая Куза называют создателем нового образа мышления, и одной из самых важных его разработок считается его эпистемологическая проблематика. В своей работе "Об ученом незнании" он предлагает рассмотреть отношения "знания" и "незнания" Бога и мира, бесконечность Вселенной и человека как микрокосма, высказывает идею единства противоположностей максимума и минимума, формулирует принцип индивидуальности, то есть невозможности различия двух одинаковых вещей в мире.

В ответ на критику он создает "Апологию научного невежества". Незнание, по мнению Николая Кузы, - это то, что не умаляет знания, а скорее является основой всякого знания. В осознании непостижимости высшей истины лежит ее познание. Разум выступает лишь как возможность неизменной абсолютной необходимости. Если схоластика основывалась на идее личности Бога и конечности мира, то Николай Кесарийский продвигал идею бесконечного Бога и Вселенной, неотделимости существования Бога от мира.

Он первым развил ренессансный пантеизм, который достиг своего расцвета в XVI веке. У Николая Кесарийского Бог - это ярчайший синтез противоположностей. Человек может постичь Бога только в едином акте воссоединения, слияния с Ним, причем полное соединение стирает все различия. Поэтому вопрос об истине и роли разума в ее познании в учении Николая Кузанского имеет свою специфику: разум - неотъемлемый компонент деятельности каждого человека в мире вещей, но в познании Бога, то есть истины, разум играет лишь второстепенную роль; истинное познание есть нечто большее, чем рассуждение.

Познание Бога возможно только через веру. Человек - самое совершенное творение Бога, поскольку он обладает телесной, то есть материальной, и духовной природой. Человек - божественное свободное и благородное существо, поэтому он обладает способностью познавать на чувственном и интуитивном уровнях, через творческую деятельность, как бы уподобляясь Богу. Только активно мыслящий человек обретает дар возрожденного света, который был затемнен в конкретности мира, но возродился через человеческий интеллект и душу.

Человек также является своего рода Богом, но в ограниченном смысле. Он не просто часть целого, но прежде всего целостная, неисчерпаемая индивидуальность. Таким образом, Николай Куза, оставаясь верным христианином и отводя Богу центральное место в своих трудах, ярко демонстрирует гуманизм эпохи, в которой человек становится прообразом божественной сущности, а значит, и образом мира.

Николай из Кузы относится к первым немецким гуманистам, которые жили и творили на рубеже двух чрезвычайно разных эпох - Средневековья и Возрождения. Именно он, бесспорно, заложил основы нового современного диалектического способа мышления.

Его труды не остались незамеченными, а нашли отражение в творчестве таких философов, как Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Готфрид Лейбниц, Фридрих Шеллинг и других. Таким образом, Николай Куза был выдающейся фигурой, ключевой фигурой философии эпохи Возрождения, основателем новоевропейской диалектики, основоположником новой эстетической мысли, человеком, который отличался смелостью своих взглядов, поэтому каждый наш современник обязательно найдет в его трудах ценные для себя знания.

Похожие страницы:.


Навигация

Comments