Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС

Методологический семинар. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.

Деятельность означает внешнее развитие познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала учащихся. Это означает, что образовательная задача заключается в организации условий, направленных на активизацию действий учащихся. Слайд 2 Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание гражданственности и патриотизма - важнейшее направление деятельности современного общества и государства. Духовное возрождение России - одна из важнейших задач современности, обеспечивающая сохранение и защиту культурно-исторического наследия страны.

Воспитание патриотизма, гуманизма и развитие многовековых духовных традиций Родины - важные приоритеты в духовной сфере современного общества. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и человечество. Соответственно определяются и базовые национальные ценности. Сегодня многие молодые люди теряют чувство патриотизма в том виде, в котором мы привыкли его представлять.

Это связано с дифференциацией общества, потерей привычных духовно-нравственных ценностей, негативным влиянием некоторых телевизионных программ и Интернета. Уроки музыки предоставляют большие возможности в формировании гражданского патриотизма. Музыка всегда звучит вокруг нас. В радости и горе она помогает нам прожить самые яркие моменты жизни. Являясь эмоциональным снимком эпохи, музыка - это своего рода "послание в будущее".

Слайд 4 Заметили ли вы, что все больше и больше людей на улицах и в аудиториях, в музеях и даже в театрах, вокруг нас, надевают наушники? Что это - рост всеобщей музыкальности? Если да, то это было бы замечательно! Однако мои наблюдения говорят об обратном. Музыка не возбуждает, не заставляет душу работать.

Музыка, таким образом, становится своего рода звуковым экраном, которым мы отгораживаемся от мирской суеты. Есть ли в этом терапевтический эффект? Но тогда музыка перестает восприниматься как искусство, становясь фоновым способом восприятия. Цель моей работы: воспитание интереса и любви к нашей Родине через знакомство детей с родными традициями, обрядами и праздниками, манерой народного пения.

Проводился "фестиваль хоров", где каждый класс участвовал как индивидуальный хор, хор учителей и хор родителей. Выпускной год, где ансамбль родителей пел напутственные слова своим детям.

На выпускном вечере ансамбль родителей пел напутственные слова своим детям.

На выпускном вечере ансамбль родителей пел напутственные слова своим детям.

Этой работе я придаю особое значение. Вместе с моим 9 "а" классом мы участвовали в акциях "Голосуем за чистый город" и "Мысковский дуб года" - посадка дубов на территории школы, каждый выбрал себе саженец, за которым будет ухаживать.

Классные часы, посещение школьного музея, литературные вечера, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом, участие в волонтерском движении "Мы помним".

Я продолжила традицию школы - "Фестиваль патриотической песни", участие моих подопечных в конкурсе "Виктория". Личное участие и завоевание 2-го места в конкурсе "Виктория", посвященном годовщине победы в ВОВ. Подготовка учителей к школьному смотру художественной самодеятельности - 3 место. А также выступление на 9 мая. Самое главное, на мой взгляд, четко обозначить свою гражданскую позицию и сформировать у своих учеников чувство гордости за свою Родину, бережно относиться к сокровищам народной музыки.

Исходя из собственного педагогического опыта, хочу поделиться опытом национально-патриотического воспитания через музыку. Особое место в моей педагогической деятельности занимает народная музыка, фольклор, народное творчество, изучение народных традиций. Именно музыка родного края воспитывает нравственность, гражданственность, любовь к родной земле. В своей работе я использую программу "Музыка" для 1 - 7 классов, авторы, .

Программа разработана в соответствии с основными положениями музыкально-педагогических концепций и требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Данная программа отражает изменившиеся социокультурные условия современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новых технологиях массового музыкального образования.

Для сохранения физического и психологического здоровья детей большое значение имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости и веселья, развитие индивидуальности детей, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время прослушивания музыки я позволяю им свободно сидеть за партой и использую прием "слушание с закрытыми глазами" для лучшего восприятия музыки.

При повторном прослушивании использую репродукции картин, фотографии и видеофрагменты, подготовленные заранее и связанные с содержанием музыкального произведения. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, кто хочет выразить свои впечатления Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор - это естественная система арт-терапии, которая включает в себя исцеление звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несет в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Фольклор действительно обладает целительной силой. Традиционные песни для детей развивают не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхательный и голосовой аппарат. Расслабление рук, особенно кистей, характерное для русских танцев, позволяет снять накопившиеся спазмы. В нетрадиционных формах урока - обрядовом уроке, концертном уроке, уроке-празднике, уроке-путешествии, значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Арт-терапевтические методики, используемые на музыкальных занятиях, не только сохраняют здоровье детей, но и способствуют развитию творческой свободы и полета фантазии, пробуждают процессы воображения и представления.

Метод арт-терапии подходит для работы с детьми разных способностей и в разновозрастных группах, поскольку позволяет каждому ребенку действовать на своем уровне и быть оцененным за свой вклад. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики человека с помощью различных форм и видов искусства.

Выделяют четыре вида. Музыкотерапия - контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции человека, представляющее собой деятельность, включающую воспроизведение, воображение и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Танцевально-двигательная терапия хореотерапия - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния человека.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Изотерапия - терапия изобразительным искусством, прежде всего рисованием Эти методы могут применяться для развития коммуникативных навыков и являются идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оба из которых лежат в основе желания студентов "рисковать" в процессе обучения, совершать ошибки и пробовать новое.

Метод арт-терапии можно использовать для развития командного поведения и сплоченности группы, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него нет слов или что он не может сказать. Я рассматриваю сказкотерапию как разновидность театрализации на музыкальных занятиях. Она имеет огромный спектр приемов Слайд 15 Приемы использования элементов театрализации 1.

Персонализация

Персонификация - реально существующий персонаж или писатель участвует в уроке в качестве помощника учителя. Учитель также может сам вести урок в качестве персонажа или привлечь к участию детей постарше. Ролевое чтение текста рассматривается как подготовительный этап к драматизации произведения. Сценически - игровые упражнения. Ученики вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение персонажей, место и время действия. Историческая сценка - небольшой спектакль - способ донесения исторической информации до учащихся через ролевую игру по заранее составленному сценарию с использованием театральных атрибутов.

Театрализация произведения.

Драматизация отрывка произведения с передачей характеров героев без использования театральной атрибутики. Драматизация - самостоятельная инсценировка литературного произведения путем ролевой игры по заранее составленному сценарию с использованием театральной атрибутики. Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживаниям в форме музыкальных образов; способность творчески воспринимать музыку; музыкальный слух - способность слушать, сравнивать и оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; чувство ритма - способность к активному движению музыки, ощущение ее воспроизведения.

Наша задача как педагогов - помочь ребенку раскрыть свои способности в различных видах деятельности, используемых на уроках, а затем направить его внимание на ту область деятельности, в которой способности ребенка проявятся с наибольшей силой.

Человек живет на основе различных эмоций, поэтому необходимо развивать способности ребенка на их основе, также, конечно, желательно, чтобы это были только положительные эмоции.


Навигация

Comments