Чем характеризуется профессиональная компетентность педагога

Читайте также: Пословицы о зиме для школьников 1, 2, 3, 4, 5 класс Образовательная и воспитательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Вышеперечисленные критерии подтверждаются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста; способность эффективно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; способность управлять основными видами деятельности дошкольников; способность взаимодействовать с дошкольниками. Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование учебно-воспитательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Эти критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития различных видов детской деятельности; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.

Эти критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов по правам ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям, умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами ДОУ. Вельде разграничивает понятия: компетентность - это личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции - это некие отчужденные, заранее установленные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебного плана.

Гончарова разделяет рассмотренные понятия и определяет компетенцию как сложную структуру, состоящую из множества элементов. Исследовательница определяет компетенцию как понятие другого семантического ряда, считая ее реальной, присущей конкретному человеку и зависящей от субъекта. Гончарова отмечает, что если в обобщенном виде компетенцию можно определить как свойство, то компетентность - это обладание этим свойством, которое проявляется в практической деятельности.

Вербицкий предлагает в качестве разделения понятий "компетенция" и "компетентность" выбрать объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные условия он определяет как компетенции и понимает под ними сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и ответственность, определенные различного рода официальными документами: законами, постановлениями, указами, приказами, положениями, инструкциями и т.д.

Субъективные условия, т.е. компетенции, - это сложившаяся система ответственных отношений и установок по отношению к миру, другим людям и самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки и т.д. По мнению А. Хуторского, компетенция - это отчужденное, предопределенное социальной нормой требование к образовательной подготовке студента, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность

Компетентность - это владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность - это владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность - это совокупность личностных качеств студента ценностей, установок, знаний, умений, навыков, обусловленных его опытом деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Обстоятельный анализ позиций, принципов и места компетентностного подхода в российском образовании провела И. Согласно ее трактовке компетентность - это некоторые внутренние, потенциальные, латентные психологические новообразования знаний, идей, программ, алгоритмов действий, систем ценностей и установок, которые компетентность затем раскрывает в компетентности индивида как актуальные, деятельностные проявления. <Таким образом, компетенцию целесообразно понимать как единство знаний и опыта, а компетентность - как выраженную способность человека использовать их для решения профессиональных, социальных и личностных задач. Компетентностный подход в высшем образовании предполагает особую организацию образовательного процесса в вузе. <1> При этом усиливается проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды практики студентов приобретают прикладной характер и связаны с реализацией проектов, ориентированных на запросы работодателей. Современные профессиональные компетенции и их характеристика. Аналитическая компетенция включает в себя способность анализировать сформированность универсальных учебных действий, мыслительных операций студентов с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, как в качественных, так и в количественных показателях рейтинговых баллов, категорий и т.д.

Сулейманова отмечает, что процесс формирования аналитической компетентности - это деятельность, состоящая в освоении, творческом применении, создании новых способов деятельности аналитического характера и накоплении ее опыта, в результате чего изменяется не только объект деятельности, но и субъект этой деятельности - человек. В науке она рассматривается как комплекс интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических компонентов деятельности.

В этот комплекс входят такие аналитические операции, как анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также абстрагирование, обобщение, конкретизация, генерирование идей, преодоление инертности и критическое мышление. Для формирования и развития аналитической компетентности педагога в процессе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы необходимо интерпретировать компоненты общего уровня применительно к условиям и специфике его деятельности.

Проектная компетентность - интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных областях. Матяш Н.

.

Проектная компетентность - показатель развития личности в результате освоения проектной деятельности на содержательно-процессном и операциональном уровнях.

В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе формирование проектной компетентности может происходить в ФГОС проектная деятельность входит в структуру профессиональной деятельности, объединяет в своей структуре общекультурные.

Проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения, навыки и личностные качества, обеспечивающие готовность к осуществлению проектной деятельности и ее успешности, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности. Также данная компетенция является показателем развития личности в результате освоения проектной деятельности на содержательно-процессном и операциональном уровнях.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. При рассмотрении профессиональной компетентности педагога на первый план выдвигается его личность.

В первую очередь, личность учителя - ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы - определяют сущность педагогической деятельности. В начале 20 века П. Каптерев специально подчеркивал, что "личность учителя в условиях обучения занимает первое место, те или иные свойства личности учителя будут усиливать или ослаблять его воспитательное воздействие на результаты обучения".

Леонтьев подчеркивал, что развитие личности студента, будущего учителя - это не просто накопление профессиональных знаний, умений, навыков. Самое главное - это формирование мотивационной сферы личности этих будущих профессионалов, которая определяет смысл приобретаемых знаний для будущего учителя, на что они будут направлены. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных качеств, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки и связанных с приобретением специальных знаний, умений, навыков, способов мышления, методов деятельности.

Среди них И. Подласый выделил научную увлеченность, любовь к своему делу, эрудицию, знание предмета, методики преподавания дисциплины, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, технологическое мастерство педагогического труда, организаторские способности, педагогический такт, технологическое мастерство общения, ораторское искусство и другие качества.

Диагностическая компетентность. Существуют различные подходы к определению понятия "диагностическая компетентность". Оно тесно переплетается с психологическими, социологическими и педагогическими категориями, определяя потенциал личности в системе "человек-человеческие отношения".

Саволайнен под диагностической компетентностью студента - будущего учителя понимает владение системой знаний в области психолого-педагогической диагностики, осознание их значимости в образовательном процессе, владение диагностическими методами и методиками и положительный опыт собственной диагностической деятельности и обучения студентов элементам диагностики в образовательном процессе.

Саволайнен считает, что диагностическая компетентность - это способность к диагностике.

Для целостного представления о диагностической компетентности необходимо описать основные положения, на которые можно опираться в процессе ее формирования у студентов вузов.

Данное описание мы приводим в соответствии с общими принципами описания структуры компетентности специалиста с высшим образованием, разработанными Ю.А. Бабанским. Сформированность диагностической компетенции свидетельствует о том, что студент: понимает значение теоретико-методологических основ диагностического процесса для успешной педагогической деятельности в качестве учителя, возможности современных методов познания человека и образовательных процессов; стремится обеспечить научное обоснование своих диагностических действий; имеет целостное представление

Технологическая компетентность Читайте также: Пальчиковые игры для детей лет в детском саду: картотека для воспитателей и родителей - это совокупность умений, обеспечивающих способность использовать технические средства обучения в образовательном процессе общеобразовательной школы.

Технологическая компетентность - важный компонент профессиональной подготовки педагогов, который включает не только систему знаний, умений, навыков, норм и ценностей, но и возможности технологических средств для профессионального и личностного развития будущих педагогов профессионального образования. Сущность компетенции можно рассматривать как обобщенный способ действия, основанный на приобретенных знаниях, навыках использования норм, правил выполнения заданий; как способность реализовывать компетенции, сформированные в ходе изучения педагогических дисциплин, обеспечивающих ориентацию и управление профессиональными ситуациями.

Технологическая компетентность обеспечивает выполнение педагогических функций, организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, управление образовательным процессом, создание профессионально-творческого пространства, проектирование и реализацию учебно-профессиональной деятельности, этап профессионально-познавательной деятельности, получение гарантированного результата подготовки будущих учителей.

Технологическая компетентность представлена как совокупность профессиональных и личностных характеристик педагогов профессионального обучения. Идеи компетентностного подхода дают возможность интегрировать качества личности педагога профессионального образования, которые отражаются в управленческих, проектировочных, социальных и педагогических компетенциях.

Технологическая компетентность представлена как совокупность профессиональных и личностных характеристик педагогов профессионального образования.

Технологическая компетентность находит свое отражение и проявление через определение этапов и алгоритмов деятельности; организацию управления педагогическим процессом; взаимодействие субъектов образовательного процесса; стремление следовать закономерностям и принципам организации образовательного процесса; готовность к проектированию и реализации диагностируемых целей; структурированное содержание обучения, методы и дидактические средства для решения задач педагогического общения и профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрение сущности технологической компетентности педагога профессионального обучения позволяет определить основные концептуальные положения ее формирования. Данные идеи заключаются в следующем: приоритетная роль технологической компетентности педагога профессионального обучения; интегративная целостность процесса формирования технологической компетентности, обеспечивающая реализацию социокультурной, профессионально-педагогической, проектно-творческой, управленческо-педагогической функции; единство и взаимосвязь формирования педагогической, управленческой, проектной, социальной компетентности; взаимодействие педагогического и производственного процессов; взаимосвязь программно-целевой, интегративной, проектной и управленческой компетентности.

Информационная компетентность педагога - это часть профессиональной компетентности педагога, необходимое звено образовательной деятельности педагогов, качественная характеристика информационного аспекта научно-образовательной деятельности.

Информационная компетентность педагога выражается в наличии совокупности знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. В работе Н. Насыровой отправными точками процесса развития информационной компетентности являются: мотивация, потребность и интерес к приобретению знаний, умений и навыков в области технического, программного и информационного обеспечения; совокупность социальных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества; знания, составляющие информационную основу поисковой познавательной деятельности; опыт поисковой деятельности в области программных и технических средств; опыт отношений "человек-компьютер".

Информационная компетентность, предполагающая активное владение способами получения и передачи разнообразной информации, знание современных информационных технологий в образовании, опирающаяся на сложный комплекс профессиональных, методологических и общекультурных знаний, предполагает наличие следующих умений: Информационные умения: владение общими методами редактирования текстовой и числовой информации; владение приемами редактирования текста, соответствующими конкретной предметной области ввода формул, использования псевдосимволов

Аналитические умения: анализ педагогического программного обеспечения и Интернет-ресурсов с учетом основных дидактических научных, доступности, адаптивности и т.д. Прогностические умения: прогнозирование эффективности использования педагогического программного обеспечения и Интернет-ресурсов в образовательном процессе на основе поставленных дидактических целей; прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с использованием средств ИКТ, в том числе совместной деятельности на основе сетевого взаимодействия; прогнозирование результатов обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.

Проективные навыки: навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и разработки конкретных методических рекомендаций по их использованию в профессиональной деятельности; перевода цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи; разработки системы средств обучения, необходимых для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

Организационные навыки: разработки системы средств обучения и воспитания, необходимых для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

Организаторские умения: обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация на его основе учебного процесса; навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат; психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на основе компьютерного тестирования, диагностические методики установления интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки его знаний, умений и навыков; повторение и оценка уровня знаний и умений обучающегося.

Коммуникативные умения: владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном с помощью электронной почты и форумов, и синхронном режимах чат-сессии, ICQ; оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью вынесения на коллективное обсуждение актуальных вопросов большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии; выбор метода сетевого взаимодействия или их комбинации, наиболее соответствующего характеру проблемы; использование всех возможностей выбранного метода сетевого взаимодействия для наиболее эффективного взаимодействия преподавателей и студентов.

Ориентационные умения: готовность к формированию нравственно-ценностных установок учащихся, особенно при работе в Интернете; владение способами передачи культурных знаний учащимся с помощью ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернета; готовность к организации культурной деятельности субъектов образования с помощью ИКТ творческой непередаваемой!

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальной профессиональной компетентности. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность педагогов выполнять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая различные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.

Структура инклюзивной компетентности педагога включает ключевые содержательные мотивационные, когнитивные, рефлексивные и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности педагога.

Мотивационная компетенция - это ключевая компетенция педагога.

Мотивационная компетентность характеризуется глубокой личной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, совокупностью мотивов социального, познавательного, профессионального, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и др.

Мотивационная компетентность характеризуется глубокой личной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Мотивационная компетентность определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного образования, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий. Наиболее значимой для данной компетенции является направленность личности педагога.

Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, во-вторых, позитивная ориентация на выполнение профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с различными образовательными потребностями, понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ОВЗ, глубокое осознание своего гуманистического потенциала. Когнитивная компетентность определяется как способность к педагогическому мышлению на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для реализации инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в уме, хранить в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.

В основе данной ключевой компетенции лежат научные профессионально-педагогические знания инновационных интеграционных процессов в сфере специальной образовательной деятельности; основ развития личности; педагогических и психологических основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями развития; основ педагогического управления процессом саморазвития учащихся; основных закономерностей взаимодействия общества и человека. <Когнитивная компетентность определяется как "уровень познавательной активности личности, который соответствует существующей в культуре общества системе принципов, ценностей, методов познания. Эта компетентность является основой самодостаточной инициативной жизнедеятельности личности.

Задача обучающегося не просто усвоить основы наук, а расширить, усложнить индивидуальные когнитивные ресурсы в процессе освоения предмета. Ведь эффективны не те, кто просто знает, а те, у кого развиты механизмы приобретения, организации и применения знаний.

Когнитивная компетентность основывается на общих академических навыках. Одним из приоритетов повышения качества образования, основанного на компетенциях, является ориентированное на решение конкретных задач развитие общеучебных навыков, включая, например, такие навыки, которые обеспечивают способность находить, обрабатывать и использовать информацию для решения проблем, способность определять и решать проблемы и т.д. Муреева вводит понятие межкультурной компетенции, ссылаясь на то, что в современной науке нет ее однозначного определения.

Выбирая исходную категорию знаний, она определяет межкультурную компетенцию как осведомленность индивида о культуре других народов. Автор выделяет дидактические принципы, способствующие развитию межкультурной компетенции студентов: принцип познавательной ценности информации, принцип усвоения в неразрывной связи, принцип учета междисциплинарных связей, принцип индивидуально-личностного подхода к развитию межкультурной компетенции.

Поморцева, исследуя педагогические условия формирования культурологической компетентности учителя, утверждает, что это процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: культурологического, межкультурного, поликультурного. Эффективность педагогического процесса формирования культурологической компетентности определяется организацией целостного гуманитарного образовательного пространства, формированием единого образа культуры, целостной картины мира.

Социально-трудовая компетентность. Это совокупность компетенций в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Она включает в себя знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере роль потребителя, покупателя, клиента, производителя, в сфере семейных отношений роли сына-дочери, отца или матери, дедушки или бабушки, в сфере экономики и права способность анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной пользой, знать и уметь использовать свои права и т.д.

Социально-трудовая компетентность - это совокупность компетенций в сфере социально-трудовой деятельности.

Овладевая социально-трудовыми компетенциями, ученик приобретает минимальные навыки социально-трудовой деятельности, необходимые для жизни в современном обществе. Компетенции личностного самосовершенствования.

Это набор компетенций, направленных на овладение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере этих компетенций является сам ученик. Он осваивает способы деятельности в своих интересах и способностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, необходимых современному человеку, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Навигация

Comments