Анакондаз экономить, но не экономить

Шесть ошибок верующих, но боязливых людей Примерное время чтения: 7 мин. На сайте журнала "Фома" уже долгое время существует постоянная рубрика "Вопрос священнику". Каждый читатель может задать вопрос, чтобы получить персональный ответ от священника. Но некоторые вопросы не могут быть отвечены одним письмом и требуют обстоятельного обсуждения. Некоторое время назад к нам поступил сложный вопрос: "Как справиться со страхом смерти?" - читайте в письме.

Ответить на это письмо мы попросили протоиерея Игоря Фомина и постоянного автора "Фомы" Александра Ткаченко. Видно, что у него есть вера в Бога, он Его признает, но не делает главного - не доверяет Ему. Поэтому он начинает со страха, а уходит в неверие.

Отсюда неправильные выводы - он ошибается во многом. И эти ошибки нужно разобрать. Ошибка первая: видеть цель в "обустройстве" своей вечной жизни, а не в поиске Бога Это одно из распространенных явлений, когда человек мечтает о своей будущей прекрасной жизни в Эдемском саду, а не о дружбе с Богом.

Он зацикливается на себе, на страхе за свою будущую жизнь: "попасть в рай" для него - синоним "не попасть в ад". Знаете, у иеромонаха Романа Матюшина есть такие слова: "Господи, с Тобой не нужен рай; тесный ад с Тобой для меня как рай. Я тоже не готов идти в рай, если там не будет Бога. Настоящий страх - потерять дружбу с Богом, потерять общение с Богом. Это позитивный, "божественный" страх. А страх потерять комфорт или, наоборот, не обрести его в будущем - греховен.

Это животный, телесный страх: быть наказанным, осмеянным, униженным. Чтобы понять, является ли ваш страх греховным или "божественным", нужно определить его природу. Человек троичен: у него есть дух, душа и тело.

Существует своеобразная пирамида. Все чувства, в том числе и страх, зарождаются в средней части человеческого существа - душе. И именно то, куда будут направлены эти чувства, в духовный план или в телесный, будет определять природу страха. <Вторая ошибка заключается в том, что мы уделяем слишком много внимания собственной греховности. Только Бог может судить нас, и говорить: "Я - негодяй", - значит закрываться от Бога. Многие думают, что зацикливание на собственной греховности - признак трезвого христианского мышления. Но это не так.

Определение себя как плохого человека навешивает на себя ярлык, с которым вы смиряетесь. Но Бог не может действовать там, где человек уже окончательно решил для себя, что он плохой. Скажу больше: за постоянным самоуничижением скрывается нарциссизм. Да, нарциссизм - это не только когда ты не можешь оторваться от зеркала - это первая крайность. Вторая крайность - это когда вы тоже не можете оторваться от зеркала, но смотрите и плачете: "Какой я плохой! Я настоящий дурак!

Везде, где есть "я", это всегда эго. Но и здесь стоит разобраться с природой слов и поступков, вызванных чувством любви или страха. Если человек любит себя, то его действия направлены на телесные удовольствия: как лучше есть, лучше спать, лучше одеваться.

А если человек духовен, он стремится к тому, чтобы его ближний лучше ел, спал и одевался. В этом разница между жертвенной любовью и нарциссической любовью. Так же как и страх. Если вы идете по улице, видите, как большой чудак обижает маленького мальчика, и, не думая о том, что вам самому может быть больно, бросаетесь ему на помощь - это страх за другого, это жертвенный страх. А страх за себя - это нарциссический страх. <Третья ошибка: рассматривать добрые дела как билет на небеса Вы ошибаетесь, если думаете, что наш удел зависит от количества добрых дел. Как только вы делаете на этом акцент, "добрые дела" становятся бухгалтерским делом. Это рыночные отношения: Я набросаю тебе несколько добрых дел, и тогда ты дашь мне Царство Небесное.

Мы должны сосредоточиться не на добром деле как таковом, а на нашем ближнем, для которого мы можем что-то сделать. Некоторые могут даже задаться вопросом: "А сделал ли я что-то хорошее только для самого Бога? Или есть такие, которые всю жизнь ищут Бога и не видят Его в своем друге. Таким Господь скажет: "Отойди от Меня, проклятый - Я жаждал, а ты не полил Меня, как не сделал этого ближнему своему".

Четвертая ошибка: Разделение Бога и Церкви Автор письма самонадеянно полагает, что Церковь не поможет ему и что священник не имеет власти отпустить его грехи.

Согласитесь, что Бог не может отпустить его грехи.

Убеждение в том, что Бог прощает, а Церковь нет - это от безграмотности, от незнания Писания. Поймите: Сам Бог оставил Церковь, чтобы помочь вам! Церковь дает нам силу в таинствах и дает нам проводника в лице духовенства. Все священники через цепь рукоположения ведут свою преемственность от самих апостолов и имеют власть совершать таинство свидетельства во оставление грехов.

На это есть прямое указание в Евангелии: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

В разрешительной молитве священник действует от имени Бога, что не означает "вместо Него"

.

И здесь, на земле, человеку прощаются грехи, в которых он искренне раскаивается, - он получает от них духовное освобождение. И остаются не грехи, а их последствия - в том числе угрызения совести и "духовные" шрамы. Но мне трудно представить себе ситуацию, когда человек грешит для того, чтобы потом раскаяться. Такое возможно только от неверия, от нелюбви к Богу. Люди, которые думают, что они согрешат, а потом раскаются, часто заканчивают свою жизнь в спешке, не успев этого сделать. <А ведь покаяние - одно из условий входа в Царство Небесное. Ошибка пятая: Неверие в то, что Бог простит вас Мне кажется, что ситуация, когда человек не хочет доверять Богу, очень похожа на грех Иуды.

Дело не в том, что Иуда предал Христа - он раскаялся в этом, он бросил тридцать сребреников. Но он не принял Божьего прощения.

Согласно преданию, Иуда трижды пытался повеситься, но у него ничего не получилось. И это получилось только тогда, когда он не поверил, что Бог любит его настолько, чтобы простить. Да, человек склонен сосредотачиваться на себе: он сам решает, плох он или хорош, должен ли он быть прощен или нет, должен ли он надеяться или нет.

Таким образом, он мешает Богу действовать и отрезает себе путь к спасению. Сам человек ничего не может сделать, чтобы изменить свою будущую жизнь, это может сделать только Христос.

Что же нам остается делать? Соблюдать Его заповеди и сделать своим естественным долгом стремление быть богоподобными - творить добро. Не рассуждать о том, сколько добрых дел нам нужно сделать, чтобы попасть на небеса, а просто пойти и сделать максимум. А остальное сделает Господь, потому что Он прощает грехи, когда видит усердие и покаяние человека. Ошибка номер шесть: Боязнь ошибиться Недостаток доверия к Богу в сочетании с пониманием ограниченности собственных возможностей порождает боязливость. <В результате вы не можете ни с чем справиться и не позволяете Богу помочь вам - это закрывает все пути решения ваших проблем и приводит к истощению и унынию. У верующего человека нет этого страха, который ведет в тупик, но есть другой страх - страх совершить ошибку и остаться без Бога.

Но нам не запрещено ошибаться. Вспомните апостола Павла: будучи Савлом, он преследовал христиан и считал, что тем самым служит Богу. Господь, видя его искренность, повернул его на сто восемьдесят градусов, и из гонителя Христа Павел стал одним из величайших Его проповедников. Точно так же и нам нужно доверять и верить, что Бог всегда с нами и никогда не оставит нас: Он направит нас на правильный путь, если мы совершаем ошибки. <Апостол Иоанн Богослов говорит: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх". 1 Ин. Мы должны руководствоваться этим принципом - побеждать страх любовью. Мой дедушка рассказывал мне, как во время войны он оперировал в госпитале. Два солдата держали его под руки, и если он засыпал - так было принято - следовал удар по печени. От такой боли из глаз летели искры, и сон мгновенно проходил.

У моего деда был выбор: он мог утверждать, что более двенадцати часов операции неэффективны, но тогда кто-то умрет; или он мог продолжать оперировать. И он продолжал ампутировать, резать и вырезать, стоя на ногах по два дня. Конечно, страх сделать что-то не так присутствовал, но он был побежден любовью к ближнему.

Читайте также ответ психолога Александра Ткаченко Божьи дети на грани нервного срыва Подготовила Анастасия Бавинова 23 голоса, среднее: 4,83 из 5 Загрузка


Навигация

Comments

  1. Извините, что я Вас прерываю, но не могли бы Вы расписать немного подробнее.

  2. Извините, что не могу сейчас поучаствовать в дискуссии - нет свободного времени. Но освобожусь - обязательно напишу что я думаю по этому вопросу.